Уважаемые коллеги!

"The Global Sustainability Standards Board" (GSSB, Глобальный совет по стандартам в области устойчивого развития) 19 апреля 2016 года анонсировал проект серии стандартов GRI по отчетности в области устойчивого развития для общественного обсуждения заинтересованными сторонами в различных регионах мира (сейчас действует единый стандарт GRI G4). Общественное обсуждение продлится до 17 июля 2016 года.

Группа компаний «Да-Стратегия» - информационный партнер и организационный стейкхолдер GRI, при поддержке Российской региональной сети по интегрированной отчетности проводит сбор предложений от российских заинтересованных сторон (компаний и экспертного сообщества) к серии стандартов GRI по отчетности в области устойчивого развития. Консолидированные предложения, переведенные на английский язык, будут направлены в GSSB. Просим в срок до 13 июля заполнить данную форму.

Появление серии стандартов GRI, по мнению разработчиков, продиктовано необходимостью:

  • Разработки модульного состава стандартов, позволяющего независимо обновлять любой из стандартов в случае возникновения такой необходимости.
  • Уточнения отдельных понятий стандарта GRI G4.
  • Проведение четкой черты между тем, что необходимо, а что желательно раскрывать.
  • Уменьшения ненужного дублирования контента.
  • Гармонизации с другими международными документами (например, Киотским протоколом-2).

Основное изменение – вводятся серии модульных стандартов (шесть):

  • SRS 100 Foundation (Основные положения)
  • SRS 200 General disclosures (Основные вопросы отчетности)
  • SRS 300 Management approach (Подход к управлению)
  • SRS 400 Economic (Экономические темы)
  • SRS 500 Environmental (Экологические темы)
  • SRS 600 Social (Социальные темы)

Первые три серии стандартов являются универсальными (применимы для любой организации) и обязательны для раскрытия (серии SRS 100, 200, 300). На данный момент опубликованы проекты первых стандартов этих серий (SRS 101, 201, 301).

Три других серии (SRS 400, 500, 600) являются специализированными и сгруппированы по экономическим, экологическим и социальным темам. Необходимость раскрытия информации по этим сериям стандартов исходит из специфики организации и определения существенности (процедуры определения существенных тем остались без изменений). На данный момент опубликованы проекты стандартов по косвенному экономическому влиянию (SRS 403), выбросам (SRS 505) и социальной политике (SRS 615).

В проекте серии стандартов GRI по отчетности в области устойчивого развития есть и другие изменения:

  • число аспектов/тем (topics) уменьшено с 46 до 33 (темы распределены по сериям SRS 400 - 600);
  • подклассификации для социальных тем (организация труда, права человека, общество, ответственность за продукцию) исключены;
  • в экономическую серию перенесена тема по борьбе с коррупцией;
  • в новых стандартах четко различаются понятия «требование» и «рекомендация», то есть обязательное и желательное/рекомендуемое;
  • для подготовки отчета по стандартам GRI больше не требуется использовать отраслевые приложения (The 10 GRI Sector Disclosures). Их можно использовать в качестве руководства для определения существенных тем.

Уровни соответствия отчета серии стандартов GRI не изменились - Core или Comprehensive.

С кратким резюме проектов новых стандартов можно познакомиться здесь

Краткое резюме проектов новых стандартов:

  1. SRS 101 Foundation (Основы) – данный стандарт создан на основе G4 Guideline (Руководство G4) и Implementation Manual (Руководство по применению), относящиеся к Reporting Principles.
    Основные изменения:
    1. Разработан новый вводный блок, в котором содержатся справочная информация об отчетности в области устойчивого развития (УР), приведен обзор стандартов GRI и информация по использованию данного стандарта. Также представлены такие элементы, как ответственность за стандарт, область применения, нормативные ссылки и т.п.
    2. Новый раздел (Раздел 2. «Использование стандартов GRI для отчетности в области УР») описывает, как организации могут использовать стандарты GRI для создания отчетности в области УР. Он включает в себя рассмотрение таких тем, как применение Reporting Principles, определение существенных тем и их границ, а также использование SRS 301 Management approach для рассказа обо всех существенных темах. Раздел также содержит требования относительно границ бездействия. Организации, готовящие отчет об УР в соответствие со стандартом GRI, должны соблюдать все требования данного раздела.
    3. Критерии «соответствия» (‘in accordance’ criteria) из G4 были конкретизированы и переработаны с учетом новый структуры стандартов GRI. Уровни раскрытия информации (core и comprehensive) заимствованы из G4, но теперь они рассматриваются в контексте «утверждений» (заявлений), на которые организация может опираться как на базовые, работая со стандартами GRI. В дополнение к определенному пулу раскрытия информации на уровнях core и comprehensive, организации обязаны соблюдать все требования по отчетности, связанные с раскрытием сообщаемой информации, и требования раздела 2, о котором говорилось выше. Для подготовки отчета по стандарту GRI больше не требуется использовать секторальное руководство GRI.
    4. Для организаций, намеревающихся использовать специальные стандарты GRI или их содержимое для раскрытия специфической информации об УР (но не готовящих отчет в соответствие со стандартами GRI), процедура раскрытия такой информации становится более понятной. В таких случаях организации должны использовать конкретные ссылки на требования SRS в любых публикуемых материалах, соотносящихся со стандартами GRI или их содержанием, а также соблюдать все требования к отчетности, касающиеся раскрытия информации. Это изменение более подробно описывается в разделе «Указания для отчетов, не готовящихся в соответствие с руководствами GRI G4» и предназначено для повышения прозрачности процесса использования стандартов GRI и ссылки на них.
    5. В SRS 101 Foundation четко различаются понятия «требование» (то, что ассоциируется со словом обязан), рекомендации (со словосочетанием «следовало бы») и руководствами (советами), которые выделяется определенным цветом. Это изменения согласуютсяся с нормотворческой практикой и проясняют пользователям стандартов, какой контент и в каком статусе необходимо использовать.
    6. В SRS 101 Foundation уточнены ключевые понятие G4 в целях повышения согласованности отчетности. К ним относятся использования термина «воздействие», описание «границы раскрытия информации», описание причин для бездействия и описание процесса раскрытия тем, находящихся за пределами информационного поля организации.
  2. SRS 201 General disclosures (Основные вопросы отчетности) - данный стандарт создан на основе General Standard Disclosure (Основной стандарт раскрытия информации) из G4 Guideline и Implementation Manual, относящиеся к Reporting Principles.
    Основные изменения:
    1. См. пункт 1.5.
    2. Раздел «Стратегия и аналитика» из G4 переработан и теперь называется «Стратегия». Раскрытие стратегии (201-14 и 201-15, ранее G4-1 и G4-2) было пересмотрено, большая часть контента в этом разделе теперь представлена в качестве рекомендаций. Это делает раскрытие стратегии менее категоричным и более согласованным с моделями раскрытия информации по стандартам GRI. Требование о «двух лаконичных частях» и различия между ними были удалены из раздела 201-15 (ранее G4-2).
    3. Руководство по определению содержания отчета в разделе 201-46 (ранее G4-18) было пересмотрено с целью повышения понятности и уменьшения дублирования информации. Дополнительные указания из G4, связанные с определением содержания отчета, будут включены в отдельный документ «How-to-Guide», который будет представлен в качестве необязательного/дополнительного ресурса для пользователей стандартов GRI.
    4. Раздел 201-9 (ранее G4-12) о представлении информации о цепочке поставок был расширен, дабы лучше удовлетворять интересам заинтересованных сторон.
    5. Разделы G4-20 и G4-21, касающиеся границ отчетности перемещены в стандарт SRS 301 Management approach и включены в раздел 301-1.
    6. Раздел 201-2 (ранее G4-4) о представлении основных брендов, продукции и услуг был пересмотрен и теперь включает в себя два новых элемента: описание отчетной деятельности организации и выявление запрещенных или являющихся предметов вопросов заинтересованных сторон или общественных дискуссий товаров и услуг. Описание деятельности добавлено для соотнесения этой информации с разделом 201-8 (ранее G4-10). Добавление запрещенных или обсуждаемых товаров и услуг связано с объединением G4-PR6 из G4 был объединен с данным разделом в целях повышения логической последовательности раскрытия информации и сокращения дублирования контента в стандартах.
    7. Раздел 201-8 (ранее G4-10) был пересмотрен. Некоторые пункты данного раздела были удалены, а некоторые пересмотрены в целях повышения понятности и поддержания большей последовательности и полноты отчетности.
    8. Раздел G4-32 был разделен на три части в целях повышения логичности и понятности. Раздел 201-54 теперь относится к «требованиям соответствия». Раздел 201-55 теперь связан с индексом контента, а раздел 201-56 касается внешнего заверения (включая пункт «с» из G4-32 и содержимое пункта G4-33).
    9. Требования, связанные с индексом контента были пересмотрены и теперь стали менее жесткими. Например, таблица теперь представлена исключительно в ознакомительных целях. Однако необходимо включать индекс контента для всех отчетов, подготовленных в соответствие с руководством GRI.
  3. SRS 301 Management approach (Подход к управлению) - данный стандарт создан на основе Disclosure of Management Approach (DMA) (Раскрытие подхода к управлению) и соответствующих руководств из G4 Guideline и Implementation Manual, относящиеся к Reporting Principles.
    Основные изменения:
    1. Границы раскрываемой темы включены в проект стандарта и приведены в соответствие с измененным определением «границы темы». В G4 о границах темы говорилось в разделе “Общие стандартные элементы отчетности» (G4-20, G4-21).
    2. Раскрытие информации о подходе к управлению теперь будет содержать фиксированную информацию о целях и составляющих подхода к управлению организацией. Организация обязана сообщить о управленческих подходах, касающихся любых важных тем, и (если это необходимо) осветить конкретные меры, касающиеся данного вопроса. Эти изменения призваны повысить стабильности и качество представления информации об управленческом подходе.
    3. В проект стандарта был включен контент, касающийся раскрытия информации о механизмах работы с жалобами. Разделы G4 (G4-EN34, G4-LA16, G4-HR12 и G4-SO11), описывающие механизмы работы с жалобами, были объединены и включены в настоящий проект стандарта в качестве рекомендаций. Этот раздел становится обязательным лишь в случаях, если в его рамках затрагиваются существенные темы. Новые рекомендации и указания, относящиеся к механизмом рассмотрения жалоб, соответствуют авторитетным межправительственным договорам.
    4. Содержание Overall Aspect (всеобщий аспект) из G4 был включен в данный стандарт в качестве руководства. Данное руководство относится к вопросам отчетности о затратах, связанных с существенными темами. Overall Aspect предлагается упразднить, а его содержание переместить в соответствующие стандарты GRI.
    5. В проект стандарта в качестве рекомендаций было включено содержание Investment Aspect G4 (инвестиционного аспекта G4). Его содержание посвящено раскрытию информации о том, как политика организации отражается в контактах и договорах с другими организациями (например, в инвестиционном соглашении). Investment Aspect G4 предлагается упразднить, а его содержание переместить в соответствующие стандарты GRI.
    6. См. пункт 1.5.
  4. SRS 403 Indirect economic impacts (Косвенные экономические влияния) – данный проект стандарта включает в себя информацию и рекомендации из Indirect Economic Impacts Aspect (Аспекты косвенного экономического влияния) из G4 Guideline и Implementation Manual.
    Основные изменения:
    1. В Introduction (во введении) был разработан новый фундаментальный раздел, включающий в себя описание темы. Его наполнение основано на тексте раздела ‘Relevance’ (Актуальность) в G4, но было пересмотрено с целью обновления содержания и приведения в соответствии с авторитетными межправительственными договорами в случаях, когда это возможно. В частности, упоминание ряда корпоративных рисков (например, репутационных) было упразднено.
    2. Наполнение вводного текста «Economic Category of G4» (экономической категории G4) было добавлено к введению данного проекта стандарта. Этот текст призывает организации собирать данные, касающиеся раскрытия экономической информации, используя международные стандарты финансовой отчетности. Предлагается включить данное наполнение во введение к каждому стандарту экономической серии (серии 400). .
    3. См. пункт 1.5.
    4. Аспектно-конкретизированное руководство по управленческому подходу к этой теме было включено в качестве рекомендаций в данный проект стандарта.
  5. SRS 505 Emissions (Выбросы) - данный проект стандарта включает в себя информацию и рекомендации из Emissions Aspect (Аспект выбросов) из G4 Guideline и Implementation Manual. .
    Основные изменения:
    1. См. пункт 4.1.
    2. См. пункт 1.5.
    3. Методология отчета по Scope 2 GHG (объем выбросов парниковых газов) была обновлена. Раздел 505-2обновлен в соответствие с изменениями в рамках GHG Protocol Scope 2 Guidance (Киотский протокол 2), опубликованный в январе 2015 года World Resources Institute (Институт мировых ресурсов) и World Business Council for Sustainable Development (Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию). Обновленное руководство по выбросам призывает организации раскрывать два самостоятельных показателя: географически- и рыночно-ориентированные показатели. В рамках этих показателей рассчитываются различные коэффициенты выбросов, зависящие от энергии, получаемой организацией, связанной с этими выбросами. Это изменение позволит стандарту GRI соответствовать GHG Protocol. .
    4. См. пункт 3.4.
    5. Аспектно-конкретизированное руководство по управленческому подходу к вопросам отчетности по компенсациям выбросов парниковых газов было включено в качестве рекомендаций в данный проект стандарта.
  6. SRS 615 Public policy (Общественная политика) - данный проект стандарта включает в себя информацию и рекомендации из Public Policy Aspect (Аспект общественной политики) из G4 Guideline и Implementation Manual.
    Основные изменения:
    1. См. пункт 4.1.
    2. См. пункт 1.5.
    3. См. пункт 4.4.

Опрос


Поля, помеченные символом * обязательны к заполнению














О Группе компаний «Да-Стратегия»

ГК «Да-Стратегия» с 2007 года оказывает консультационные услуги по корпоративной отчетности и повышению прозрачности компаний. За это время:

  • Подготовлено 60 годовых, нефинансовых (социальных) и интегрированных отчета
  • Проведено 118 диалогов с заинтересованными сторонами крупных российских компаний
  • Организовано 36 общественных/стейкхолдерских заверений отчетов
  • Проведено 7 нефинансовых аудитов
  • Выстроена единственная в России система отчетности отраслевого масштаба
  • Отчеты клиентов стали обладателями 69 наград в национальных, отраслевых и международных конкурсах отчетности.

О Российской Региональной Сети по интегрированной отчетности

Региональные сети являются элементом инфраструктуры Международного совета по интегрированной отчетности (МСИО). Они созданы в 14 странах мира. Сети предназначены для создания механизмов поддержки качества отчетности в разных странах мира и продвижения интегрированной отчетности. Сети представляют собой профессиональные объединения людей и организаций, заинтересованных в повышении качества корпоративной отчетности. Участниками таких общественных объединений являются представители бизнеса (компаний и бизнес-ассоциаций), профессиональных организаций экспертов, аудиторов и консультантов, образовательных учреждений, финансовых учреждений (инвестиционное сообщество), бирж, органов власти и др.

Российская региональная сеть по интегрированной отчетности (РРС) создана в 2012 году. Создан официальный сайт РРС, на котором публикуются материалы, связанные с интегрированной отчетностью: новости, анонсы мероприятий РРС и МСИО, нормативные документы, методические материалы, полезные ссылки и пр.

Контакты

По всем интересующим вопросам можно обращаться к аналитику-консультанту Группы компаний "Да-Стратегия" Григорьеву Александру.
Телефон: 8 905 792 03 58
email: a.grigoryev@da-strateg.ru